Суббота, 20 апреля

Тест-драйв Lada Vesta SW и SW Cross: прорыв года

Класс бюджетных автомобилей практически полностью состоит из седанов. Иные типы кузова публика не очень жалует: пятидверные Kia Rio и Hyundai Solaris ушли из-за низких продаж, практичный лифтбек Skoda Rapid продается на треть хуже, чем соплатформенный седан Volkswagen Polo. Однако покупатели отечественных машин ценят альтернативные типы кузова. Неплохо в рамках своих семейств расходятся пятидверные «Гранты» и «Калины»-универсалы, практичный «Ларгус» входит в ТОП-15 рынка по продажам. При таких предпосылках грузопассажирские «Весты» имеют отличные перспективы. Поэтому искренне жаль, что их появления пришлось ждать почти два года.

Lada Vesta SW Cross щеголяет полностью оригинальным передним бампером. У него интересно оформлены секции вокруг противотуманных фар. Измененная форма увеличила общую длину автомобиля, но геометрическая проходимость все равно на высоте.

Тестовые машины ждали нас прямо на стоянке сочинского аэропорта. Первое впечатление: красавицы! То же самое говорили и о седане, но таких потрясающих универсалов наш рынок, без преувеличения, не видел никогда. Даже если выйти за рамки В-класса. Старания Стива Маттина заслуживают самой высокой оценки. Конечно, гораздо выразительнее смотрится «внедорожная» модификация SW Cross. У нее свои бамперы, защитный обвес на боковинах кузова, оригинальные 17-дюймовые диски, которые не положены другим версиям, и увеличенный со 178 до 203 миллиметров дорожный просвет. Последний в наших условиях точно лишним не будет!

Стоит убрать шильдики с кормы, и «Ладу» распознает далеко не каждый: «двустволка» выхлопа, спойлер на крышке багажника, антенна-«плавник», богато выглядящий бампер…

Приподнятый кузов увеличил углы въезда и съезда примерно на полтора градуса: еще один плюсик в копилку улучшенной проходимости. Еще водителю помогают на бездорожье ассистент трогания на подъеме и электронная имитация передней межколесной блокировки. Полного привода нет и не будет. Об этом можно говорить с вероятностью 99,9%. Причина одна – импортные агрегаты дороги, а подходящих отечественных нет. Но для этого класса такая схема в порядке вещей. У многих иномарок схема AWD тоже не предусмотрена в принципе, а альянс PSA обходится без нее и в более дорогих сегментах.

«Кроссовая» Lada Vesta SW неплохо обходится и без помощи задней пары колес. Конечно, пока под колесами более-менее твердая поверхность – укатанный грунт или камни. На песке или топкой грязи чудес не ждите, хотя электроника и отключаемая система стабилизации помогут не увязнуть сразу. Но на проселках в окрестностях Сочи посадить «Весту SW Кросс» не удалось. Она успешно штурмовала 45-градусные подъемы и преодолевала буераки, не вызывая опасений за высоко подвешенные бамперы и прикрытый штатной защитой силовой агрегат. ESP допускает легкую пробуксовку, даже будучи активированной. Так что выбраться из небольшой ловушки можно, не касаясь клавиши на центральной консоли.

Простой SW не такой модник, как его «внедорожный» собрат. Но и его постарались сделать актуальным и красивым. Например, дизайнеры создали эффект «парящей крыши», закрасив часть задней стойки черным.

Увеличения дорожного просвета инженеры добились за счет иных пружин и амортизаторов, а также колес увеличенного диаметра. Никаких проставок не использовали. Машину учили ездить не только по бездорожью, но и по асфальту. Стоит прописать несколько скоростных поворотов, и становится ясно, зачем этому кроссоверу 17-дюймовые низкопрофильные шины. Настройки фантастические: настоящий driver’s car. Удивительно, как приподнятой версии удается вести себя на трассе лучше чисто асфальтовых седана и универсала, но это факт. Тут снова впору порадоваться настройке системы стабилизации, позволяющей немного похулиганить. Вмешивается она не сразу и весьма деликатно, уже после того, как автомобиль показал водителю предел своих возможностей. Кстати, «Лада Веста SW Кросс» обута в породистые шины Pirelli Cinturato P7 вместо Matador Elite 3 у остальных исполнений.

Отделка «Весты SW» не отличается от седана. Но ряд эргономических нюансов могут склонить чашу весов в пользу универсала: седан будет обзаводиться новшествами постепенно, в течение нескольких месяцев.

Не обошлось без разочарований. Связка двигателя 1.8 и механической коробки передач (единственная из доступных на тесте) наделяет автомобиль весьма флегматичным характером. Возможно, дело в необкатанных машинах: на одометрах пятидверок было по 500-700 километров. Но мы ждали от 122 «лошадей» в паре с ручкой большей резвости. Обычный универсал разгоняется до сотни, согласно официальным данным, за 10,9 секунды, «Кросс» — за 11,2 секунды. Не худшие показатели, но мы сейчас говорим о субъективных ощущениях. Некий намек на резвость появляется после 80 км/ч на трассе. А вот в городе вряд ли кто-то сможет утверждать, что почувствовал разительные отличия от машины со 106-сильным мотором 1.6 и механикой.

Визуально у пятидверных «Вест» сильно заниженная крыша. Силуэт от этого выиграл, став спортивным и динамичным. А комфорт? Не пострадал: задние двери выше, чем у седана, а потолок над диваном поднят на 25 миллиметров.

Но это касается только двигателя. С базовым агрегатом сочетается вазовская коробка, с мощным – французская. Вторая работает тише и четче, а это лишний аргумент переплатить за «Весту» с мотором 1.8. К слову, с МКПП он по-прежнему доступен для седана только в самой дорогой комплектации Exclusive, а вот до массовых исполнений пока так и не добрался.

По сложившейся традиции, для «Кросса» предлагается огненно-оранжевый интерьер. Можно выбрать и более спокойный серый. Оба варианта не требуют доплаты. Яркий салон требует привыкания, но чертовски хорош! В отделке используется ткань и экокожа.

Сидя за рулем, невозможно понять, едешь ты на седане или универсале. У последнего отличная шумоизоляция, и задние колесные арки ничем себя не выдают. Шторка багажника, его многочисленные карманы и органайзеры тоже ведут себя тихо. По крайней мере, это справедливо для новой машины: через сколько тысяч километров появятся «сверчки», сказать не беремся. Пятидверку выдает ряд улучшений относительно седана, о которых мы писали в отдельной статье. Их около двух десятков: отдельная клавиша включения обогрева ветрового стекла, стационарный передний подлокотник между передними креслами с боксом, трехступенчатый обогрев передних сидений, обогрев задних сидений, задний подлокотник, розетка 12V и разъем USB для пассажиров второго ряда, оранжевые акценты в комбинации приборов, переозвученные сигналы, иная отделка салона «Кросса» и т.п. Вне салона это антенна-«плавник», рейлинги на крыше, сплошной уплотнитель капота.

Атрибуты улучшившегося комфорта для задних пассажиров: откидной подлокотник с двумя подстаканниками, обогрев подушек, USB-разъем и 12V розетка. Такого «Ладах» никогда прежде не было.

Напоследок о самом главном для «сарая» — багажном отсеке. Его объем «под шторку» тот же самый, что и у седана – 480 литров. Секрет в том, что длина четырех- и пятидверки одинакова, унифицирован и задний бампер. Поэтому причин для увеличения «трюма» не было. Причем 95 из этих 480 литров скрыты между двумя уровнями пола, в виде двух органайзеров. То есть по единому объему седан даже выигрывает! Но, конечно, в нем не перевезешь стиральную машинку или шкаф, сложив задний диван. Так что по практичности универсал, как и положено, выигрывает, несмотря на сильно скошенную заднюю стенку.

Комбинация приборов обрела оранжевые акценты. На SW и меньше, на «Кроссе» (на фото) — больше. Кроме того, стали приятнее звуки указателей поворота и предупредительных сигналов, а подсветка включается вместе с зажиганием вне зависимости от фар.

Что удалось АвтоВАЗу на пять с плюсом – это организация грузового пространства. По левой стороне предусмотрена чисто «фишка»: в специально предусмотренная ниша для канистры незамерзайки, которую вдобавок можно притянуть к стенке ремешком. Справа – закрывающийся «тайничок», обшитый пенопластом. В сумме насчитаете пять органайзеров, три сетки, 14 точек для их фиксации, два плафона подсветки и одну (третью по счету на весь салон) 12V розетку. Пол состоит из двух одинаковых по размеру панелей, одну из которых можно закрепить вертикально, разделив багажник на две зоны. Играть с вариантами компоновки можно бесконечно, и подходящий найдется для каждой жизненной ситуации.

Багажный отсек продуман до мелочей и прекрасно организован. Жаль, что он невелик: все преимущество перед седаном проявляется только при сложенной спинке дивана. Но конкуренты универсалы не предлагают вовсе.

«Лада Веста SW» и SW Cross оставили очень неплохое впечатление по части эргономики и оснащенности. По продуманности багажника, возможностям перевозки грузов и проходимости им вовсе нет равных в классе. На высоте и шумоизоляция. Беда только с силовыми агрегатами. Топовый мотор 1.8 не очаровал, нормальной автоматизированной трансмиссии по-прежнему нет. Тем не менее, пятидверки, уверены, серьезно усилят «Весту» на рынке. Теперь ей по силам дотянуться до второго места по продажам в «абсолюте» и схлестнуться с Kia Rio за лидерство. Но это будет только в следующем году. «Живые» машины появятся у дилеров к концу октября, и на полные обороты новинка выйдет только в 2018 году.

Левая сторона багажника «наворочена» до предела. Вряд ли нечто подобное есть хоть у кого-то из соперников, причем даже несколькими классами выше!

Напомним вкратце ценовой расклад. Седан в комплектации Start без кондиционера стоит 554 900 рублей. Универсал SW с тем же силовым агрегатом (мотор 1.6 с механикой) — как минимум 639 900 рублей, но просят их за промежуточную версию Comfort. SW Cross вовсе пока выпускается только в люксовом исполнении и потому потянет как минимум на 755 900 рублей.